Вельяминов, Алексей Александрович












































Алексей Александрович Вельяминов
VeljaminovAA.jpg
Дата рождения
1785(1785)
Дата смерти
1838(1838)
Принадлежность
Российская империяFlag of Russia.svg Российская империя
Род войск
инфантерия (пехота)
Годы службы
1804 — 1838
Звание
генерал-лейтенант
Сражения/войны
Война третьей коалиции
Русско-турецкая война (1806—1812)
Отечественная война 1812 года
Война шестой коалиции
Русско-персидская война (1826—1828)
Русско-турецкая война (1828—1829)
Кавказская война

Награды и премии






RUS Imperial Order of Saint Vladimir ribbon.svg Орден Святого Георгия III степени Орден Святого Георгия IV степени
Орден Святой Анны I степени


Связи
брат Иван

Алексей Александрович Вельяминов 3-й (1785—1838) — генерал-лейтенант, ближайший сподвижник генерала А. П. Ермолова в Кавказской войне, младший брат Вельяминова, Ивана Александровича.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Источники


  • 3 Примечания


  • 4 Ссылки





Биография |


Алексей Александрович Вельяминов 3-й участвовал в войнах 1805 г., турецкой 1810 г., Отечественной и в кампаниях 1813 и 1814 г., позже (1816—1827) — в разных экспедициях против кавказских горцев и в персидской войне, где отличился в бою под Елизаветполем. 7 февраля 1824 года за отличие в делах против горцев был награждён Золотой шпагой, алмазами украшенной, с надписью «За храбрость»[1].


В 1829 году, назначенный начальником 16-й пехотной дивизии, находившейся в европейской Турции, он с нею участвовал в осаде Шумлы и в переходе через Балканы. 6 декабря 1829 года генерал-лейтенант Вельяминов за боевое отличие вновь был удостоен Золотой шпаги, алмазами украшенной, с надписью «За храбрость»[2]. В 1831 г. он был назначен командующим войсками Кавказской линии и начальником Кавказской области, причем с 1831 по 1838 г. постоянно начальствовал экспедициями против горцев, всегда имевшими полный успех. Выступал за постепенное покорение Кавказа. Мысли его о способах покорения Кавказа вполне оправдались, когда впоследствии, с некоторыми лишь видоизменениями, применены были на практике кн. Барятинским и гр. Евдокимовым.


Характеристики, данные Вельяминову генералом Филипсоном:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}






Я думаю, не было и нет другого, кто бы так хорошо знал Кавказ, как А. А. Вельяминов; я говорю Кавказ, чтобы одним словом выразить и местность, и племена, и главные лица с их отношениями и, наконец, род войны, которая возможна в этом крае. Громадная память помогала Вельяминову удерживать множество имен и фактов, а методический ум давал возможность одинаково осветить всю эту крайне разнообразную картину[3].


.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}








Он принадлежал к кружку, из которого вышло несколько заметных деятелей, как Ермолов, князь Меншиков, граф Бенкендорф и другие, с которыми он сохранил дружеские отношения. На Кавказе он сделался известен как начальник штаба Отдельного Кавказского корпуса во время командования А. П. Ермолова, которого он был верным другом и помощником. Они были на ты и называли друг друга Алешей… А. А. Вельяминов получил хорошее образование, а от природы был одарен замечательными умственными способностями. Склад его ума был оригинальный. Воображение играло у него очень невидную роль; все его мысли и заключения носили на себе видимый характер математических выводов. Поэтому, вероятно, и в отношениях к людям ему чужды были чувствительность и сострадание, там, где он думал, что долг или польза службы требовали жертвы.
Строгость его доходила до холодной жестокости, в которой была некоторая доля цинизма… Вельяминов хорошо, основательно учился и много читал; но это было в молодости. Его нравственные и религиозные убеждения построились на творениях энциклопедистов и вообще писателей конца XVIII века. За новейшей литературой он мало следил, хотя у него была большая библиотека, которую он постоянно пополнял. Он считался православным, но, кажется, был деистом, по крайней мере никогда не бывал в церкви и не исполнял обрядов. Настольными его книгами были Жильблаз и Дон Кихот на французском языке… Вельяминов был честный и верный слуга государя, но с властями держал себя самостоятельно[3].





Мемуарист, генерал Эдуард Бриммер, служивший под началом Вельяминова и высоко его ценивший, описывая жанровую сцену, дает многозначительный штрих к внешности командующего Кавказской линией, штрих, имеющий отнюдь не только внешний смысл:






Холодный, молчаливый Вельяминов упрет свои стеклянные глаза вверх кибитки и молчит…[3]






Источники |



  • «Кавказский Сборник», т. VII: «Генерал Вельяминов и его значение для Кавказской войны».


  • Давыдов Д. В. Заметки об управлении Грузии Ермоловым.



Примечания |





  1. Э. Э. Исмаилов. Золотое оружие с надписью «За храбрость». Списки кавалеров 1788—1913. — Москва, 2007, с. 174


  2. Э. Э. Исмаилов. Золотое оружие с надписью «За храбрость». Списки кавалеров 1788—1913. — Москва, 2007, с. 185


  3. 123 «Кавказ: земля и кровь».Я. А. Гордин, 2000.В. Гусаков, переплет, тит. лист, 2000 Архивная копия от 6 ноября 2012 на Wayback Machine




Ссылки |



  • Пл. Зубов Подвиги русских воинов в странах кавказских с 1800 по 1834 год, СПб., Типография Конрада Вингебера, 1835.








Comments

Popular posts from this blog

Information security

Volkswagen Group MQB platform

Daniel Guggenheim